Чтобы выиграть, надо быть постоянно в игре

Попытки прогнозирования краткосрочных движений рынка – это упование на волю случая, и всевозможные предсказатели оказывают инвестиционной публике медвежью услугу. В долгосрочной перспективе рынки движутся вверх.

Так всегда было и, скорее всего, так будет впредь. Тем, кто играет в краткосрочные азартные игры, хочется верить, что они способны угадать наилучший момент входа на рынок – когда акции начинают расти, а потом оптимальный момент продажи акций – когда они минуют свой максимум.

Такая деятельность сродни маневрам водителя, который то и дело перестраивается с одной полосы на другую на загруженной машинами дороге. Он думает, что, меняя полосы, сможет следующие сто метров проехать быстрее. Но этот метод редко срабатывает.

Двигаясь по одной и той же полосе, вы спустя милю опережаете его. То же самое и с краткосрочными стратегиями. Они позволяют ненадолго вырваться вперед, но весь выигрыш быстро теряется ввиду событий, которые невозможно предсказать (типа, геополитические события или даже погодные условия, приводящие к сильным колебаниям цен на рынке).

Кроме того, значительная доля выигрыша теряется из-за того, что тому, кто слишком часто покупает и продает бумаги, приходиться больше тратиться на комиссионные, налоги и прочие расходы, связанные с осуществлением сделок.

Многочисленные исследования доказывают, что какой бы сценарий краткосрочной игры ни выбирался, большинство инвесторов покупают бумаги дорого, а продают их дешево. Питер Линч, легендарный инвестиционный менеджер, многие годы с большим успехом руководивший фондом «Fidelity Magellan», однажды заметил, что по его подсчетам, более чем половине пайщиков его фонда инвестиционная деятельность приносит убытки.

Это происходит от того, что они решаются на покупку бумаги после двух хороших кварталов, а после двух плохих кварталов продают. Нобелевский лауреат Уильям Шарп обнаружил, что для того, чтобы деятельность краткосрочного игрока имела успех, он должен правильно выбирать моменты купли-продажи как минимум в 82 случаях из 100.

Это требует колоссальной работы, хотя тех же результатов можно добиться и гораздо менее трудоемким путем долгосрочных инвестиций. Зато риск, сопряженный с краткосрочной игрой, как показывает еще одно исследование, вдвое выше инвестиционного выигрыша.

По данным американского рынка в период с 1980 по 2000 год среднегодовой рост индекса «S&P500» составлял 11,9%. За эти 20 лет 10 тысяч долларов, вложенные в соответствующий индексный фонд, доросли бы до 94 555. Исследования показывают, что среднему инвестору за тот же период времени удалось добиться среднегодового роста лишь на уровне 3,9%, так что те же 10 тысяч долларов выросли лишь до 21 422 долларов. Почему так?

Исследователи приходят к выводу, что большинство инвесторов в периоды спада распродают свои бумаги, полагая, что спад будет продолжаться неопределенно долго. Когда за спадом следует подъем, инвесторы возвращаются на рынок, но к тому времени возможности для наилучшего выигрыша упущены.

Одним из главных затруднений, связанных с поддержанием верности долгосрочным инвестициям, является то, что колебания цен на акции происходят у всех на виду. Мы можем следить за изменением котировок день за днем, минуту за минутой. И видим, как акции колеблются в зависимости от краткосрочных факторов, и во многих случаях эта информация нас нервирует.

Согласно результатам исследования, проведенного организацией «American Century Investments», если бы вам в период с 1990 по 2005 год удалось держаться в стороне ото всех «воздушных ям» фондового рынка, вложенные 10 тысяч долларов выросли бы за это время до 51 354 долларов. Если бы за эти 15 лет упустили 10 лучших дней, ваш результат снизился бы до 31 994 долларов. Если бы вы пропустили 30 лучших дней – 1 месяц из 180, вы заработали бы 15 730 долларов. Ну а оставаясь вне игры в течении 50 лучших дней, вы потерпели бы чистый убыток – 10 тысяч долларов превратились бы в 9030.

Вы бы стали ежеминутно оценивать другое свое имущество? Как бы вы реагировали, если бы стоимость вашего дома переоценивалась каждый день и публиковалась в местной газете? Что бы вы делали – собрали все вещи и уехали – если бы узнали, что ваш дом подешевел на 2% из-за того, что ваш сосед не подстриг свою лужайку? Или вы на радостях продали бы его, если бы за один день но подорожал на 5% из-за того, что другой ваш сосед наконец-то покрасил свое жилье?

Когда вы покупаете долю в компании по хорошей цене, то это следует трактовать как такое же долговременное капиталовложение, каким является покупка жилья. И отношение должно быть такое же. Цены неизбежно будут расти и снижаться. Самое главное, чтобы правильно выбранные акции у вас на руках, когда рыночная конъюнктура растет.

Здесь, как и в лотерее, чтобы выиграть, надо быть в игре. А если вы придерживаетесь основных принципов стоимостного инвестирования и имеете запас прочности, шансы на выигрыш у вас будут значительно выше, чем в лотерее, и еще выше по сравнению с шансами тех, кто просто сидит на обочине и ждет чего-то.

Факты ясно говорят сами за себя. Заработать деньги, пытаясь предугадать краткосрочные движения рынка, практически невозможно, поэтому единственной надежной альтернативой является долгосрочное инвестирование. Стоимостное инвестирование обладает тем дополнительным преимуществом, что вы владеете бумагами компаний, которые обладают всеми задатками долгосрочных победителей, и имеет солидную маржу безопасности на тот случай, если акции вырастут не так скоро, как вы надеялись.